Суббота, 22.02.2020, 18:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [28]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Fumigation
Главная » Статьи » Мои статьи

Куда ни кинь, или Очередной стресс для АПК Украины
Удивительная все же страна Украина. Аграрное государство, в центре Европы, способное обеспечить продовольствием не только свое население, но и жителей других стран, пишет "АПК-Информ".

І землі родючі і люди роботящі…

"Аграрный сектор (сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность) обеспечивает продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны, формирует 17% валового внутреннего продукта и около 60% фонда потребления населения. Кроме того, аграрный сектор является одной из основных бюджетообразующих отраслей экономики, доля которой в сводном бюджете Украины за последние годы составляет 8-9%, а также занимает второе место среди секторов экономики в товарной структуре экспорта.

Сельское хозяйство способствует развитию других отраслей, которые поставляют средства производства и потребляют продукцию сельского хозяйства как сырье, а также предоставляют транспортные, торговые и другие услуги", - говорится в Государственной целевой программе развития украинского села на период до 2015 года.

Да, Украина имеет огромный потенциал для развития сельского хозяйства, но… при условии разумного и грамотного руководства. Поэтому, помимо всего прочего, и вызывают удивление и недоумение действия украинских властей в отношении агропромышленного комплекса.

Всем знакома фраза, которую без устали повторяют члены правительства и, в частности, сам министр аграрной политики Николай Присяжнюк: "Зернотрейдеры стоят с мешком у комбайна и получают сверхприбыли за счет сельхозпроизводителя". Однако возникает вопрос, что же сделало само государство для поддержания этого сельхозпроизводителя, для развития АПК в целом?

Наверное, многие помнят, какие цели ставило перед собой правительство, придя к власти год назад, – реформы в аграрном комплексе! Как заявлял Н.Присяжнюк, "речь не идет о радикальных, стрессовых изменениях. Это системные, поэтапные, конструктивные реформы, с учетом предыдущих достижений и ошибок". Да и, кроме того, сам президент Виктор Янукович еще в начале своего президентства заявлял о том, что необходимо разработать план действий для обеспечения роста аграрного производства и создать на будущее условия для развития аграрного сектора экономики.


Карикатура 2
И вот по прошествии года с момента этих заявлений можно смело утверждать, что год назад министр просто оговорился. Ведь сегодня речь идет о радикальных, стрессовых изменениях, без учета предыдущих достижений и ошибок. Причем в стрессовом состоянии участники аграрного рынка находятся уже с августа 2010 г., с момента начала фактических ограничений на экспорт зерна. Вначале влияние этого состояния на себе ощутили экспортеры, затем стрессу подверглись переработчики, а вскоре и сельхозпроизводители, которые, ко всему прочему, понесли убытки от ограничения экспорта зерна более чем на 10 млрд. грн.

Сегодня уже нет необходимости в сотый или тысячный раз говорить о правомерности и прозрачности квотирования, о неких новых или старых госоператорах и т.п. Данная тема уже в некотором роде набила оскомину. Тем паче, что "Васька слушает, да ест". Были на эту тему и публикации, и телепередачи, и формальные и неформальные встречи, и меморандумы и круглые столы, и серьезные заявления серьезнейших мировых организаций, и даже поручение самого президента – а "Васька…".

Когда три недели назад появился законопроект №8053, многие эксперты сходились во мнении, что он однозначно не пройдет, но на смену ему обязательно придёт другой, как бы мягче сказать, не столь одиозный, но с не менее разрушительными последствиями для структуры рынка. И шансы такого законопроекта быть принятым намного больше.

И он пришел. Законопроект №8163. Авторы почти те же (Марина Перестенко, Иван Сидельников) + Инна Богословская. Данный документ (кстати, уже одобренный и рекомендованный Комитетом по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВР Украины к принятию в первом чтении) предусматривает установить, что экспорт зерна по внешнеэкономическим договорам (контрактам) осуществляется: сельскохозяйственными товаропроизводителями зерна (в объемах собственного производства); другими субъектами хозяйствования, действующими на рынке зерна (в объемах, предусмотренных договорами с сельскохозяйственными товаропроизводителями на выращивание зерновых культур), осуществившими авансовые платежи в объеме не менее 50% цены соответствующей продукции, сложившейся на биржевом рынке Украины, на срок не менее вегетационного периода выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры; государственным оператором по обеспечению экспорта зерна.

Снова-таки, нет смысла углубляться в целый ряд нелепостей и несуразностей в обосновании законопроекта и нарушений им Конституции страны и массы иных законов (среди авторов ведь известный юрист И.Б., ей ли не знать, как и что нарушать!).

Вопрос в ином. Зачем и под кого писано и протягивается? В обосновании законопроекта этого нет и быть не может, а версии, озвученные как в приватных беседах и комментариях, так и в Интернете, имеют слишком обширный список, включающий как отдельных широко или узко известных личностей, так и конспиралогическую версию всемирного продовольственного заговора.

Причем каждую версию можно и обосновать и опровергнуть. Но при любом раскладе, как угаданном, так и нет, остается все же недоумение, зачем же так грубо, через колено, ломать систему, которая РАБОТАЕТ!!!

- Просто ради денег?

Так еще О. Бендер в далекие 20-е знал 400 "сравнительно честных способов отъёма денег"!

- У государства нет денег на посевную?

А когда деньги-то были у государства на посевную, и когда сельхозпроизводители в последний раз на них рассчитывали???

- Государство боится социального взрыва вследствие подорожания продуктов?

Цены на продукты и так выросли за последние полгода на 20-50%, плюс принят ряд более чем непопулярных законов, включая новый Налоговый кодекс, вот-вот вступит в силу пенсионная реформа, как бы под нажимом МВФ газ и услуги ЖКХ подорожают на 30 и 62% соответственно. (Кстати, наше правительство как-то очень избирательно относится к рекомендациям МВФ: фонд рекомендует поднять тарифа – сделали; фонд рекомендует отпустить экспорт зерновых – проигнорировали.)

- Государство желает стать полноценным игроком мирового зернового рынка?

Так, вроде, пыталось и не раз. Результат отрицательный. Можно конечно отобрать уже имеющиеся инфраструктурные объекты у трейдеров или же создать такие условия, при которых последние сами захотят продать (отдать) по остаточной цене, от безысходности.

Но, выйдя на мировой рынок, государство столкнется с теми же компаниями, которых выдавили (так сказать, с раскулаченными трейдерами), и те, несомненно, отомстят, тем более, опыт в таких делах у них имеется.

В общем, куда ни кинь, всюду клин…

Вообще-то, текущая ситуация по своей нелепости во многом напоминает ситуацию с акцией по устранению Григория Суркиса от должности президента Федерации футбола Украины: действует некая группа неизвестных лиц; цели размыты, но прикрыты благими намерениями; в информационном пространстве нагнетаются истерия и спекуляции; нарушение всех мыслимых и немыслимых процедур, внутренних и международных норм; самоуверенность в непогрешимости "заговорщиков" и т.п.

В украинском футболе ситуация стабилизировалась только после сильнейшего и жесткого "отлупа" со стороны ФИФА и УЕФА, пригрозивших отлучением клубов и сборной ото всех международных турниров и лишением страны права принимать Евро-2012.

Агарные "реформаторы" пошли по тому же пути. И фактически уже получили "черную метку" за свои действия. На прошлой неделе премьер-министр Н.Азаров получил письмо от Международного валютного фонда, Всемирного банк и ЕБРР, в котором заявлено, что "трейдеры, которые ведут деятельность в Украине, уже и так значительно пострадали от введения квот. Законопроект (№ 8163. – Ред.) посылает негативные сигналы инвесторам, которые рассматривают возможность долгосрочных инвестиций в производство и переработку зерновых, а также важную зерновую инфраструктуру. Вследствие этого доверие к украинскому инвестиционному климату заметно снижается, и целая вереница существующих или потенциальных клиентов наших организаций уже приостанавливает реализацию инвестиционных программ. Некоторые из них рассматривают возможность полного выхода из Украины".

Вот так вот. Надежды на то, что кто-то чего-то профинансирует, а экспортом займутся другие - испаряются. Устранив "ненужных посредников с рынка", государство Украина может фактически остаться в изоляции, лишившись не только рынков сбыта, но и самой продукции как таковой. Кто же будет выращивать, если продать-то и некому и некуда? И если в текущем году еще можно будет как-то "прокрутиться" за счет обширных посевов озимых в 2010 году, то в следующем сезоне на этом вопросе уже смело можно будет ставить крест. Причем, для многих в буквальном смысле этого слова...

Категория: Мои статьи | Добавил: fumigation (08.03.2011)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020