Суббота, 25.11.2017, 11:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [28]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПП "Вознюк"
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Фумигация в Украине - реальная или формальная?
    Одним из наиболее эффективных методов предотвращения распространения вредных видов фауны, в частности карантинных, между странами и внутри страны есть обеззараживания (в том числе и фумигация) сельскохозяйственной, лесной и промышленной продукции, тары, складов, вагонов, трюмов судов, помещений производственных предприятий и тому подобное.

    Со времени независимости Украины фумигацию стали называть процесс проведения обеззараживания грузов против насекомых, хотя в советское время под понятием "фумигация" понимали и проведения дератизационных мероприятий (борьба с грызунами) на судах.
    Технология проведения фумигации как метода дезинсекции требует сложной подготовки и постоянного непосредственного контроля. Время экспозиции груза фумигацию при температуре от 5 ° С и выше составляет от 5 до 10 суток, проведение же фумигации при температуре менее 5 ° С невозможно (согласно "Рекомендациям по защите растений в 2010 г.", выданным Государственной инспекцией защиты растений Киевской обл.) После проведения фумигации требуется дегазация (проветривания), которая длится от двух до четырех дней в зависимости от объема загруженности помещения. Иными словами, процесс весьма энергоемкий и затратный, что не всегда оправдано. Кроме того, при проведении фумигации используют яды I-го класса опасности (фумиганты), а это означает, что помещения (склады, зерносклады, силосы, контейнеры и т.д.), которые подвергаются фумигации, должны быть абсолютно герметичными. Подавляющее большинство зернохранилищ, складских и других помещений в Украине не отвечают требованиям к проведению фумигации: их герметизация невозможна, а из-за близкого расположения рабочей зоны невозможно провести как собственно фумигацию, так и дегазацию.

    Закон Украины "О карантине растений" предусматривает, что для проведения мероприятий обеззараживания нужно обустроить специально отведенные безопасные места на границе, в пунктах перехода, железнодорожных узлах. Досадно, но в любом порту, в одном пункте перехода в Украине таких мест нет.
    В постановлении Кабмина от 12 мая 2007 г. № 705 "О некоторых вопросах реализации Закона Украины" О карантине растений "утверждается Порядок проведения осмотра, обследования, анализа, фумигации (обеззараживания) и инспектирования, где п. 14 предусмотрено, что" зараженные вредными организмами об объекты регулирования, вывозимых за пределы таможенной территории Украины или карантинные зоны, подлежат обработке или фумигации (обеззараживания). Но не сказано: где именно (за пределами таможенной территории, в карантинной зоне или где), в каких местах и ​​на основе чего (инструкции, методических указаний) должны проводить обеззараживание, - то есть не раскрыта сама процедура. Обеззараживание нужно проводить в том месте, где его, собственно, выявлено. Т.е. непосредственно в порту, в пунктах перехода, на терминалах должны быть созданы соответствующие условия и режимы для проведения обработки.
    Беспокоит не собственно правительственное постановление и не ее содержание, а то, что год от года КабМин вносит изменения в этот документ (2004, 2006, 2007, 2009, 2010 гг), и, к сожалению, изменения эти не меняют сути вопроса и не решают проблемы. По моему мнению, остро стоит вопрос не о процедуре выдачи фитосанитарного сертификата, которая уже и так достаточно прописана, а в том, что сегодня эти сертификаты от Одессы до Львова выдают частные компании, тогда как карантинная карта Украины все больше и больше развевается разноцветными кружочками, треугольниками и квадратиками, которыми обозначают зараженность территории Украины тем или иным карантинным организмом. Господа чиновники на этом греют руки, однако бизнесмены не ропщут, поскольку понимают, что все равно нужно будет к ним обращаться, поэтому и ведут себя подобострастно и угодливо.

    Доказательством отсутствия прогресса и смысла в решении наболевшего вопроса может служить письмо Главного государственного санитарного врача Украины (сфера опеки - водный транспорт) М. Голубятникова до начальников портов городов Ильичевск и Одесса за исх. № 146 / 3 от 15.01.2007 г., в котором на основе требований п. 6.5 санитарных правил "Санитарных правил" Транспортировка, хранение и применение пестицидов в народном хозяйстве "ДСП 8.8.1.2.001-98 и раздела 5, раздела 10 п. 10. 1.9. "Правил фитосанитарного контроля на государственной границе Украины" № 72 от 25.09.96 г. Главный государственный санитарный врач Украины на водном транспорте обязывает администрацию портов найти возможность размещения площадок для обеззараживания (фумигации) транспортных средств (вагон, автомобиль, контейнер, судно, лихтер и т.д.) и складов.

    В 2009 г. эти вопросы перед МинАП ставило и МОЗ Украины. По доверенности от 19.03.2009 г. заместитель директора Департамента организации санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Украины Л. Мухарской Центральная санэпидемстанция МОЗ Украины рассмотрела проект приказа МинАП № 217 "Об утверждении Порядка осуществления организации и контроля за проведением обработки и фумигации (обеззараживания) объектов регулирования органами Государственной службы по карантина растений Украины "и ответила так:
    Нет, нет, нет. До сегодняшнего дня эти вопросы так и не решены. Приказ № 217 до сих пор (а прошло уже два года) не зарегистрирован в Минюсте и юридической силы не имеет. Каким же образом выполняются эти работы? Как именно проводят фумигацию грузов растительного и животного происхождения, транспортных средств и т.п.?

    Один из примеров
    Приведу пример из собственной практики. При поступлении импортного груза (семена подсолнечника) на одном из терминалов Киевской области специалистами Государственной инспекции по карантину растений было выявлено заражение груза вредителем - огневкой. Владелец груза обратился ко мне с просьбой провести фумигацию для дальнейшего растаможивания и использование груза. Как оказалось, автомобильное транспортное средство, перевозивший груз, был задержан и находился на территории таможенного пункта. На наш вопрос, где, в каком месте мы проводить обеззараживание, был получен ответ, что автомобиль не может быть отправлен за территорию таможни для проведения обеззараживания. Со своей стороны, мы предложили провести фумигацию с помощью фумигационной специализированной палатки американского производства, обеспечивающей герметичность на время проведения фумигации и безопасность персонала на терминале. Однако руководство терминала и инспектор по карантину отказались открывать автомобиль даже на несколько минут для проведения фумигации, аргументируя это тем, что есть риск заражения других грузов, поскольку места на терминале мало и авто стоит рядом других транспортных средств. В свою очередь, представители СЭС потребовали, чтобы мы написали официальное письмо, в котором гарантировали, что проведение фумигации не навредит здоровью людей, в том числе и персонала терминала. Кроме этого, требовали у владельца груза ряд разрешительных документов, которые просто невозможно было оформить. Поэтому владелец груза был вынужден отправить груз обратно в страну-импортера.
    Получается, что владелец понес убытки из-за расходов на транспортировку, за простой, а также другие расходы, связанные с неприбытия груза на место назначения только потому, что в государстве до сих пор не решен вопрос отдельно выделенных площадок для проведения фумигации. И таких случаев - сотни ежедневно. Так где же те обещанные "организация и контроль проведения фумигации (обеззараживания)", которые предусмотрены ЗУ "О карантине растений"? Либо экономического расцвета страны в перспективе можно ожидать с таким карантинным состоянием и всякого развития предпринимательства - с такой "организацией и контролем"?

    В Украине сложилась катастрофическая ситуация с нормативной базой, в которой были бы прописаны сами методы обеззараживания. На что следует полагаться, ведь в Перечень подкарантинных материалов и объектов, определенный этим постановлением, вошло более 1000 наименований, и каждый из объектов требует индивидуального подхода, индивидуального метода обеззараживания. Например, такой подкарантинный материал, как срезанные цветы и бутоны (код согласно УКТВЭД-0601). Только в одну Киевскую область и Киев за год ввозится цветов на сумму более $ 1 млрд; растений, зараженных тлей, клещами, трипсом т.д., - также слишком. Проблема в том, что цветы просто невозможно подвергнуть фумигации: каждый может представить себе, что будет с растением после четырех-пяти суток экспозиции фумигации. А других, альтернативных, методов обеззараживания законодательство не предусматривает.

    Если речь идет о пустых помещения, склады, зернохранилища, контейнеры и т.д., то существует простое решение проведения обеззараживания: перенять опыт, который практикует весь мир, - и проводить дезинсекцию аэрозольным методом. В 2003-2004 гг, когда готовили проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно лицензирования деятельности по проведению фумигации (обеззараживания) подкарантинных материалов и объектов", мною было предложено правительству заменить формулировку термина "обеззараживания" на "фумигацию и другие специальные методы обеззараживания ". Поскольку данное предложение учтено не было, то другие специальные методы обеззараживания, включая и аэрозольная дезинсекция, "выпали" из-под контроля Инспекции по карантину растений. А значит, единственным "признанным", не всегда оправданным, методом обеззараживания осталась фумигация. Но и в "фумигационном деле" со дня на день не обходится без казуистики.

    Кто имеет право
    проводить фумигацию
    Проведение фумигации возможно только субъектом предпринимательской деятельности, получивший лицензию на проведение данных видов работ. С 2009 г. эту лицензию выдают на "проведение фумигации (обеззараживания) объектов регулирования, определенных ЗУ" О карантине растений ", перемещаемых через государственную границу Украины и карантинные зоны", а лицензионные условия прописаны на проведение фумигации (обеззараживания) подкарантинных материалов и объектов. То есть, получая лицензию, вы фактически не имеете прописанных правил, которые вам нужно выполнять, ведь название лицензии не соответствует названию лицензионных условий. Кроме этого, лицензия дает право на проведение фумигации (обеззараживания) объектов регулирования, перемещаемых через государственную границу Украины и карантинные зоны. Но перемещаемых через карантинные зоны или государственную границу элеваторы, зернохранилища, зараженные амброзией, ценхрусом, американской белой бабочкой, средиземноморской плодовой мухой, каштановой молью и другими вредными организмами? Как видим, - нет. Получается, что проведение фумигации внутри страны ничем не регламентируется.

    Практически ничем не регламентируется и проведение фумигации на судах, железнодорожных вагонах, контейнерах, зерновых складах, обеззараживания лесоматериала, хлопчатника и всех объектов более 1000 наименований, вошедших в Перечень. Доныне нет никакой зарегистрированной и согласованной инструкции, прописала бы единственный безопасный регламент проведения обеззараживания.
    За более детального рассмотрения процедуры проведения фумигации на судах вообще возникает вопрос о ее легитимности: почему фумигацию проводят в загруженном судне, экспозиция проходит в открытом море при перевозке груза в другую страну, а дегазация - вообще в открытом море? Не трудно догадаться, что морской ветер постоянно меняет направление, в связи с чем вся эта процедура заканчивается плачевно. Ведь такой вид фумигации неприемлем минимум по двум причинам. Во-первых, такая фумигация является жизненно опасным для экипажа судна и не соответствует никаким правилам техники безопасности: уже неоднократно случались летальные случаи во время рейса на судне после проведенной фумигации. Достаточно одного примера судна "Святого Стефана", на борту которого в 2009 г. было профумиговано 40 тыс. тонн ячменя. Во время рейса произошло отравление экипажа фосфином, в результате чего скончался один человек, пятеро человек были госпитализированы. Во-вторых, почему покупатель, которому отгружают зерно в нашем государстве, покупает зараженную насекомыми продукцию? Ведь, когда вы приходите в супермаркет, вы не покупаете зараженную колбасу, не приносите ее домой, чтобы продезинфицировать, а потом съесть. Вы также не вызываете бригаду, которая проведет обеззараживания этой колбасы, а сразу покупаете чистую продукцию. В любом случае, так предусмотрено и общепринято. Тогда почему же зерно из нашей страны можно продать с впечатляющим количеством насекомых на 1 кг продукции? Кроме этого, суммарное увеличение грузопотока обуславливает увеличение количества обработанных судов. Согласно письму ЦСЭС на водном транспорте № 2444 / 3 от 01.12.2005 г., увеличение объемов применяемого фумиганта в 2005 г. составило более 60 тонн - и это только в портах. Ненадлежащий надзор контролирующих органов за процессом проведения фумигационных работ в портах привело к увеличению риска острых, хронических отравлений и летальных случаев среди членов фумигационных фирм, членов экипажей судов, докеров и других работников контролирующих органов (таможенной службы, пограничной службы, карантина, СЭС, швейцарской инспекционной компании SGS). Также хотелось бы отметить, что работы выполняют как в летний, так и зимнее время.

    Зачем засорять страну, что и так задыхается от неблагополучного санитарного состояния, если есть простой и логичный выход: нужно проводить обеззараживание альтернативными, безопасными, методами внутри страны (в т.ч. способом аэрозольной дезинсекции), на элеваторах и зернохранилищах, при транспортировке, используя при этом препараты III класса опасности. В 2011 г. на рынок Украины ввезен и зарегистрирован инсектицид К-Обиоль, который предназначен для обработки зерновых и других продуктов животного и растительного происхождения, устраняет использование фумигантов.

    С первых дней существования фумигационной ассоциации, покорным слугой которой является и автор этой статьи, членами ассоциации в МинАП, Минэкологии, КабМин и т.д. написано и отправлено тысячи писем с предложениями сотрудничества и просьбами прислушиваться к мнению практических специалистов. Однако постановления и приказы исходят ежегодно без учета проблем обеззараживания. Участники рынка фумигации неоднократно предлагали разработанные на основе собственного опыта инструкции. В 2005 г. разработан "Проект инструкции по борьбе с вредителями методом обеззараживания на карантинных и подкарантинных объектах" был направлен в Укрглавгоскарантин для дальнейшей обработки. Инструкция рассчитана для использования экипажами судов; работниками эксплуатационных и технических служб пароходства; докерами; работниками элеваторов, хлебоприемных предприятий, комбинатов хлебопродуктов, реализационных баз; работниками железной дороги; службы карантина растений; специалистами Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦТСЕН); работниками таможен и контрольных пограничных пунктов; служб охраны труда и техники безопасности.

    Но вместо того, чтобы совместно установить взаимовыгодное инструктивное базу, на протяжении последних двух лет МинАП пыталось выдать абсолютно некомпетентные и дискриминирующих приказы.
    Какая бы политическая ситуация не складывалась в государстве, какие бы экономические факторы не влияли на процесс развития страны, ясно одно: процесс проведения обеззараживания требует немедленного вмешательства государства, взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательской деятельности и определения "правил игры" для каждого.
    Единственная надежда - на то, что руководство вновь созданной Государственной ветеринарно-фитосанитарной службы Украины обратит внимание на проблемы обеззараживания (фумигации) в стране и сотрудничать со всеми участниками рынка. Ведь только совместными усилиями страна сможет достичь санитарно-фитосанитарной стабильности, а процессами обеззараживания начнут беспокоиться не отдельные чиновники, а вся нация, которая стремится потреблять безопасную продукцию и иметь имидж надежного, "чистого" в широком понимании партнера в международных кругах.

    Генеральный директор Криводонов С.В

     
    Категория: Мои статьи | Добавил: fumigation (04.01.2012)
    Просмотров: 3393 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2  
    Прекратите истерику! Профессор Белобров Е.П. , уже давно всё по- решал!

    1  
    Добрый день!
    Интересный материал. А как можно связаться с автором данной статьи?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    google-site-verification: google2c24f1b41659a711.html