Воскресенье, 20.09.2020, 16:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 133
Fumigation
Главная » 2011 » Февраль » 22 » Сельскохозяйственные земли: мораторий против рынка
Сельскохозяйственные земли: мораторий против рынка
15:38
В последнее время с новой силой разгорелись споры между сторонниками моратория на продажу сельскохозяйственных земель и его противниками. Причина оживления – неоднократные заявления президента, премьер-министра, других чиновников о скором завершении земельной реформы и снятии запрета на операции с сельхозземлями.

Казалось бы, в Украине заявлениями никого не удивишь – мы привыкли к всевозможным "пустым" манифестам власти. Однако, в этот раз все иначе. Начали предприниматься конкретные шаги: сдвинулись с "мертвой точки" два ключевых закона "О рынке земель" и "О государственном земельном кадастре". Судя по всему, мораторий все-таки отменят.

И правильно – не может государство, раздавшее миллионам граждан (6,9 млн. паев) землю в собственность, бесконечно запрещать ею распоряжаться – это прямо противоречит Конституции.

И у тех, кто выступает "За" мораторий и у тех, кто "Против", есть веские доводы в защиту своих позиций. Приводить их здесь смысла нет – за полчаса в Интернете можно получить весь набор аргументов, как реальных, так и воображаемых. При этом никто, в сущности, не знает, каким будет рынок, и какие правила игры будут на нем действовать, а значит, каждый говорит о том рынке, который "живет" в его воображении. Одним он видится "белым", другим "черным".

А "раскрашивать" его, в конце концов, придется государству. Сейчас оно имеет уникальную возможность определить, кто и на каких условиях будет пахать украинские земли в ближайшие десятилетия. Итак, программный документ – проект закона "О рынке земель" опубликован для обсуждения на сайте Госземагентства Украины.

И исходя исключительно из содержания этого законопроекта (а не собственных фантазий), считаю, что государство, выбрало "третий путь", не став ни на сторону защитников моратория, ни на сторону "рыночников".

То есть, мораторий формально будет отменен, но по сути, лишь будут смягчены его условия.

Проект закона сохраняет уже существующий в ЗКУ запрет на покупку земли иностранцами, предусматривает высокие налоги в случае перепродажи в течение первых лет после покупки (100% от нормативной оценки в первый год после приобретения, 90% во второй, 80% в третий и т.д.), сохраняет запрет на изменение целевого назначения сельхозземли в течение 10 лет с момента приобретения.

И, наконец, "изюминка" – среди возможных покупателей сельскохозяйственных наделов нет юридических лиц. Только граждане Украины, специализированное государственное учреждение, органы местного самоуправления и государственные администрации. То есть сельхозпредприятия, крупные холдинги, инвестиционные компании, банки и другие юридические лица непосредственными покупателями быть не смогут.

Покупка же на "подставных" физических лиц, на мой взгляд, крайне рискованна и экономически нецелесообразна. Вот навскидку несколько вопросов, которые могут возникнуть при такой схеме:

•Как легально завести деньги для покупки на гражданина?

•Сколько при этом будет уплачено налогов?

•Каким образом контролировать такое физическое лицо?

•Что делать в случае его/ее развода (супруг имеет право на часть нажитого имущества)?

•И наконец, в случае смерти, если наследником будет не близкий родственник, нужно будет заплатить 5% от оценочной стоимости надела государству в качестве налога на доход?

С учетом того, что большая часть населения не имеет свободных средств для приобретения земли, а та, которая имеет, должна будет сначала показать официальный доход и, соответственно, заплатить налоги, а потом покупать землю, ажиотаж и массовая скупка вряд ли вероятны. Появление же большого числа мелких спекулянтов тоже не стоит ждать – не забываем о высоком налоге в случае быстрой перепродажи земли.

Запрет на приобретение сельскохозяйственных наделов юридическими лицами – неожиданное и довольно изящное решение. Конечно, юристы найдут "схемы" обходящие этот запрет, но это будут именно "схемы". Для приобретения тысяч гектаров они не подойдут и, при желании, смогут быть перекрыты государством. В пользу этого вывода говорит факт, что, несмотря на существование большого количества путей обхода моратория, общее количество транзакций с паевыми землями за все время (без учета наследования и с учетом того, что были небольшие промежутки времени, когда мораторий не действовал) составило всего лишь около 88 тыс. из 6,9 млн. паев.

Итак, "земельной лихорадки", массовых спекуляций и обезземеливания граждан, которыми так пугают СМИ, скорее всего, не будет. Но за это придется заплатить довольно высокую цену.

Первое. Массовый приход иностранцев и огромные инвестиции в сельское хозяйство, как теперь становится понятно, под большим вопросом.

Второе. О сохранении плодородия земель придется заботиться государству – собственники земли этого сделать не могут, а некоторые арендаторы будут стараться "выжать все соки" за пару-тройку лет, как делают и сейчас. Вместе с тем, когда у нас государство начинает что-либо контролировать, это сразу приводит к появлению коррупционных схем.

Третье. Резкого увеличения эффективности использования земли не будет – она не перейдет из рук неэффективных собственников к эффективным, останутся проблемы с большой раздробленностью (парцелляцией) наделов, вряд ли будет развернуто широкое кредитование под залог земли и т.п.

С другой стороны, при нынешней средней арендной плате в 292 грн. в год с одного гектара и высоком проценте – более 70% – оплаты ее в натуральной форме (официальные данные Госземагентства по всей территории Украины на 01.08.2010 г.), условия для аренды привлекательные. Поэтому аренда останется превалирующей схемой использования сельскохозяйственной земли.

И, тем не менее, несмотря на запрет приобретения земли в собственность, иностранцы все же смогут прийти в Украину со своими инвестициями и технологиями, если государство установит благоприятный климат для ведения бизнеса. Предпосылки у нас отличные – и географическое положение и неплохой климат, и треть земель сельхозназначения всей Европы, немалая часть из которых черноземы.

В заключении хотелось бы сказать, не стоит забывать, что рассмотренная ситуация может сложиться в Украине в случае принятия закона "О рынке земель" в виде, опубликованном на сайте Госземагентства. Ведь в каком виде он поступит в парламент и будет ли он принят, покажет время.

Сейчас именно тот момент, когда еще можно внести предложения и в этот законопроект, и в проект закона "О государственном земельном кадастре". Ассоциация "Земельный союз Украины" готовит свои предложения правительству по обоим законопроектам, и приглашает желающих принять участие в их подготовке.
Просмотров: 578 | Добавил: fumigation | Рейтинг: 0.0/0 |
Copyright MyCorp © 2020